Суворов С. А. «Легенды Предгорий Алтая» — предисловие

С любезного разрешения автора начинаем публикацию интереснейших «Легенд Предгорий Алтая».  Этот сборник сказочных истории будет интересен и познавателен в любом возрасте.

Легенды Предгорий Алтая

Прекрасное пленяет навсегда
К нему не остываешь. Никогда
Не впасть ему в ничтожество. Все снова
Нас будет влечь к испытанному крову
С готовым ложем и здоровым сном.
И мы затем цветы в гирлянды вьем,
Чтоб привязаться больше к чернозему
Наперекор томленью и надлому
Высоких душ; унынью вопреки
И дикости, загнавшей в тупики
Исканья наши. Да, назло пороку
Луч красоты в одно мгновенье ока
Сгоняет с сердца тучи. Таковы
Луна и солнце, шелесты листвы,
Гурты овечьи, таковы нарциссы
В густой траве, так под прикрытьем мыса
Ручьи защиты ищут от жары.
И точно так рассыпаны дары
Лесной гвоздики на лесной поляне.
И таковы великие преданья
О славных мертвых первых дней земли,
Что мы детьми слыхали иль прочли…
Джон Китс

(перевод Б. Пастернака)

image21

На планете нашей Земле немало затерянных, странных и магических территорий по большей части человеком неоткрытых.

В неприметном круге, опоясывающем такие места, происходят противоестественные явления, а привычные законы мироздания здесь работают на каких-то критических пределах и с такими резкими изломами, что иной раз сомнения берут:

— А действуют ли вообще?

Расстояния здесь невозможно измерить в километрах, и там где, казалось бы, два шага сделать надо, пристанет прошагать двести.

Монотонное течение местного времени прерывают волшебные события, сохраняющиеся на долгий срок в сказах, преданиях и легендах.

***

Примерно в центре континента Евразия, на земле государства Российского, там, где начинаются Алтайские горы — древний Алтай и находится интересующий нас край — Предгорье.

Местность это особая.

Здесь еще нет настоящих гор, но уже и нет стелящейся перед ними до самого горизонта бескрайней степи.

Лучше всего отправляться туда летом, до Ильина дня.

Из Барнаула в Предгорья ведет прямой как древко стрелы наезженный старинный тракт.

Едешь.

Солнечно, жарко.

Ветер знойный поднимает вихри трактовой пыли.

Птицы в придорожных кустах на разные голоса поют.

Одним словом — благодать.

Вдруг…

Тень.

Подъем крутой.

Выходы скальной породы.

Тишина…

Все…

Предгорья.

Первый рубеж.

Первый порог Алтайских гор.

С высоты доступной только хищным птицам да жаворонкам вход в Предгорья виден как наконечник стрелы.

***

В ту эпоху, когда зарождались легенды Предгорий, край этот пребывал в дикости и цивилизации не знал. В дремучих лесах его обитал неисчислимый промысловый зверь, а в озерах и реках кристально чистой воды плескались рыбьи стада. С плодородных земель крестьяне снимали богатые урожаи, а на лугах и в рощах произрастали грибы и ягоды.

Места эти всегда оставались приграничными, и с давних пор расселялись в них личности все больше с биографиями беспокойными.

От этого у многих местных старожилов потомственные связи обнаруживались у кого со ссыльными политическими; у кого с беглыми крепостными да мастеровыми с казенных мануфактур; а у кого-то и с каторжанами-бунтовщиками. Соответственно и немало известных здесь фамилий от всяческих авантюрных особ самых различных мастей и роду-племени свое начало получили.

Верований и религий в Предгорье всяких хватает, но основная — православная.

Не обошли здешние ущелья и долины колдуны, ведьмы и прочие чародеи. Прибывали они с Запада, где их преследовали и жгли на кострах. Тут же их не обижали — жалели как вероотступников, и некоторые из чернокнижников (самые могучие и яркие) оставили в Предгорье волшебные личные следы. Поэтому, хотя до рациональной, прагматичной, городской жизни отсюда рукой подать, воздух здешний мистикой пропитан.

Поселенцы Предгорья весьма богобоязненны, но до историй про «нечисть» всевозможную охочи сверх всякой меры. Повествуют их с жаркими чувствами и раскрашивают живыми красками.

Излагают, понятно, не каждому встречному поперечному. Чтоб пред тобой с этой стороны Предгорья открылись необходимо или своим быть или рекомендации от верных людей иметь или уж настоящего РУССКОГО собой являть.

Быть русским — значит не только говорить по-русски, но значит — воспринимать Россию сердцем, видеть любовию ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный самим русским людям, и в тоже время — указание Божие, имеющее оградить Россию от посягательств других народов и требовать для этого дара свободы и самостоятельности на земле. Быть русским — значит созерцать Россию в Божьем луче, в ее вечной ткани, ее непреходящей субстанции, и любовию принимать ее как одну из главных и заветных святынь своей личной жизни. Быть русским — значит верить в Россию так, как верили в нее все русские великие люди, все ее гении и строители. Только на этой вере мы сможем утвердить нашу борьбу за нее и нашу победу… Без веры в Россию нам не возродить ее…

И. Ильин

Власть и историю свою в Предгорье чтят.

В Маралиху, к примеру, как по старинной столбовой дороге от Козлухи заедешь, затем мост новый — каменный через речку с одноименным названием положенный пересечешь, так Центральную сельскую площадь никак не минуешь.

На площади той стоят: клуб, библиотека, контора объединения сельских производителей, магазин, почта, мемориал умершим от Второй мировой войны, ну и само собой домик, где власть сидит — Сельсовет.

В Сельсовете к стене в коридоре доска прикреплена с манускриптом краткую историю села содержащим. Все основные даты и значимые события в манускрипте представлены, каллиграфическим почерком выведены, рисунками украшены. Одним словом — высшей пробы манускрипт. Официальная история.

Однако того, что старики помнили и в устных преданиях для молодых несли, в ней не найдешь.

Что же касается реальности легенд, то прибывшему сюда и неискушенному подобными событиями человеку жители Предгорья говорят:

— Домашняя дума в дорогу не годится.

Быть русским — значит верить в Россию!

(с) Суворов Сергей Александрович

Нет комментариев
Оставить комментарий