Суворов С.А. “Легенды Предгорий Алтая” — “Полудница”

Строго говоря, слухи о неизвестном существе, обитающем в Предгорье, в селе у нас давно ходили.

Время от времени сельчане мои (многих из которых и в живых уж нет), охочие до рыбалки, мельком и, как правило, с очень далекого расстояния видели его — то бродившим по реке, то направляющимся в сторону леса.

Свершалось эдакое обычно в полдень, вот и прозвали создание Полудницей. Чаще всего существо пребывало в молчании. Но иногда, редкие свидетели слышали, как оно урчит, а кое-кто путал с кошкой и удивлялся:

— Откуда вдали от людских домов?

Доводилось пастухам нашим, в особенности тем, кто на дальние луга за Чарыш-реку скот гонял, следы необычные замечать. Огромные, похожие на отпечаток ноги босого человека, но ни одному знакомому мужику из окрестных селений не принадлежащие.

Бывало, правда, существо принимали за знакомого.

Ну, к примеру, собрались некогда отец и сын за зайцами. Как часто случается, разошлись в разные стороны, но до того сговорились, кто первый дичь обнаружит, тот и второго призовет. Выходит сын на дичь, место примечает и крадется потихоньку отца-то позвать. Слышит — шуршит кто-то в кустах. Посчитав, что папаша там его, решил подозвать, как условились, чтобы тот тоже цель посмотрел. Кличет негромко:

— Отец, отец… — а из куста на него огромная лохматая харя лезет.

Сынок тут не хуже марала через бурелом перемахивает и еще километра два чешет. Останавливается. Первая мысль:

— Кто это был?

Отдышится, успокоится.

— Медведь, — думает.

После сомнения, однако же, возникают.

— Медведь-то у нас обитает бурый, шерсть у него коричневая, рыжая или кое-где серая, но ни как не черная. Дальше — у медведя, как и всякого животного, морда вытянутая, а у этого плоская, как у человека. Потом — у медведя глаз дикий, глупый (хотя зверь-то он умный). Тут же — глаз с разумом и спокойный. Кто ж это был? Был трезвый? Трезвый! — о себе уже думает, а у нас охота выпимши не принята. — Стало быть, померещилось. Медведь то был. Ну, точно косолапый… — так-то вот охотник кумекал, повстречав Полудницу.

Постепенно слухи о неизвестном существе распространились по всему Предгорью.

Одно время, Полудницей детей пугали, чтобы летом по огородам не болтались и посевы не топтали.

Говорили детворе:

— Вот пойдете в огород, там вас Полудница и сцапает.

Кто помладше пужались — не ходили, а кто постарше и без внушений понимали, что где дозволено, а что заказано.

Не серьезно все это. Баловство!

После и вовсе стали уже Полудницами обругивать наших сельских баб, из тех, кто как замухрышка с нечесаным волосом и в неопрятной одежде на людях появлялись (не следили за собой).

Попросту говоря, сделала молва из чудесного существа пугало огородное — все им хихоньки да хахоньки.

А на сей-то счет, у нас говорят так:

— Шутил Мартын, да и свалился под тын.

Дело-то тут вот как развивалось.

***

Многие столетия назад, еще до появления в Предгорье русских переселенцев в местах этих закрепился древний малый народ по крови близкий к монголам.

Территорию сию они как охотничью и пастушью использовали, а иногда и хоронили на ней своих соплеменников.

Земли в пользовании у них состояли обширные, и Предгорье не считалось особенно ценным. Располагал народ тот угодьями и побогаче.

Богатство же земли они определяли по древней вере своей. А верили они в мать Природу и духов воды, неба, земли и ушедших предков.

Предгорье населяли не настолько сильные духи, как в других местах обитания этого народа, поэтому и не было в нем для них особой ценности.

Малый народ был воинственен и горд, а витязи из него всегда несли славу и победу ведущим их князьям. Из-за доблести воинской их с почетом пригласили войти в Золотую орду и составляли они отборные отряды лучников ее легендарной конницы.

Тем не менее, по прошествии веков, многие мужчины из них сложили головы и погибли, занимаясь ратным трудом где-то далеко-далеко на Западе, а в их маленьких кочевых поселках остались только женщины и старики.

И встал тогда остро вопрос о выживании народа.

На брошенный вызов старейшины их, собравшись и закрывшись от всего мира на семь лун, выйдя, объявили:

— Дабы не исчезнуть с лика Земли велим всем покинуть просторы Предгорья и наши остальные земли и влиться в народы, сохранившие свою силу. Кочевник на то и кочевник — его дом не имеет стен, а крыша дома — звездное небо.

Но просто так уйти было нельзя. На покидаемых территориях оставались особые области, которые требовали постоянного надзора и защиты — могилы предков. По вере того малого народа, пока духи предков не покинут могил и не возродятся в народе вновь, места их покоя подлежали охране и содержанию в неприкосновенности. Срок же для возрождения установили, открыв еще в незапамятные времена, и составлял он тысячу лет.

Верил так же малый народ, что там, где покоились предки, обычный человек подвергался огромной опасности и даже погибнуть мог. Ну, а уж если он творил что-то непотребное или совершал надругательство над могилами, смерть его была страшна и неизбежна. Такие лиходеи распухали до уродливых размеров и внутренние органы у них лопались. Никто не мог остановить или вылечить эту болезнь — злодей был обречен.

Для охраны же и соблюдения покоя праха умерших был нужен не просто человек, а особое существо, сочетающее сдержанность и ум человеческий с инстинктом и силой звериной — человеко-зверь.

Существу должно было быть неприхотливым; питаться пищей, той, что найдет; не нуждаться ни в одежде, ни в жилье; иметь невероятную для человека силу, ловкость, быстроту и выносливость; жить долго на протяжении не менее тысячи лет до появления Великого шамана, освобождающего его. Кроме того, существу запрещалось нападать на людей или иным образом причинять им вред (в том числе всему принадлежащему и созданному человеком) вне зон покоя праха предков. Человеко-зверя (для обращения в бегство любого встретившегося с ним) формировали огромным и ужасным на вид.

При создании особого существа требовалась чудотворная сила и неимоверная стойкость, а наделялся ими матерью Природой единственный — Великий шаман. Рождался он единожды в тысячу лет, и в том есть великая мудрость, ибо лишь раз в тысячу лет души предков возвращались в земную обитель.

Великий шаман обладал телом неуязвимым для всего живого и неживого на Земле, а дух его был несокрушим.

Создавая необычное существо, Великий шаман совершал древний обряд. Секрет обряда с рождением он нес в себе и ведал его только он сам, а после эта тайна умирала вместе с Великим шаманом на новую тысячу лет.

И били при обряде Великого шамана жестокие молнии с небес, и захлестывали его волны горных рек свирепые, и летели в него земные камни неподъемные, а после разверзалась земля. На месте Великого шамана появлялся новый человеко-зверь, а прежнего вместе с Великим шаманом поглощала планета.

(с) Суворов С.А

Знание о том, в какую эпоху создавалось последнее необычное существо и которым из Великих шаманов, скрыто от нас в глубине веков. Но человеко-зверь, пока новый Великий шаман не освободит его, продолжит свою миссию и не покинет Предгорье.

***

Не только древний малый народ из Предгорья творил подобных существ, но и прочие народы, наделенные знанием матерью Природой. С созданиями схожими по описанию с нашим человеко-зверем сталкивались и в иных частях земного шара и в разные эпохи. У одних народов — Йетти называется, у других — Снежный Человек, ну, а у нас в Предгорье — Полудница.

Нет комментариев
Оставить комментарий