Победители конкурса: Михаил Иванов “Иван-Стрелец” — 3-е место

lit3

Жил да был Иван-Стрелец, удалой молодец. Двадцать пять лет верой и правдой служил он Царю-батюшке. Нынче же пришла пора ему домой возвращаться. Три дня и три ночи был Иван в пути. И вот на конец четвертого дня почти дошел он до своей родной деревеньки, да только ночь застала его в пути. Пришлось стрельцу заночевать в лесу у озера.
И вот просыпается он среди ночи от нестерпимого света. Глядит — озеро горит ярким огнем. Подошел Иван к его краю и видит: по дну, аки посоху, ходит девица красоты небывалой. Коса до пояса, очи карие, румянец здоровый на щеках играет. Влюбился в неё Иван и понял тут, что нет ему больше жизни без этой красавицы. И, набравшись храбрости, заговорил с ней:
— Здраствуй, красна девица! Как зовут тебя?
— Здравствуй, Иван-Стрелец! Звать меня Марусей.
— А откуда, Маруся, ты моё имя знаешь?
— Я многое могу узнать, посмотрев человеку в глаза. Водяного я дочка. Такой дар был мне сроду дан.
— И что же ты, дева, в моих глазах видишь?
— А вижу, Иван, что влюбился ты в меня по уши! — сказала дева и засмеялась.
— А ведь верно, Маруся! Жизни без тебя своей больше я не представляю.
— Да ты мне, Иван, тоже люб, но только не быть мне твоей женой. Еще когда я в материнской утробе была, сосватал меня у отца Жабий Царь. И завтра как раз у нас будет свадьба.
— Так бежим со мной, Маруся! Скроемся от твоего жениха у меня дома. Там он нас никогда не найдет.
— Ах, я бы с радостью, Ванюша, да только озеро моё заколдованное. И чары можно с него снять только то, что на свете горше всего. А где это взять — я и сама не знаю. Вот если найдешь ты чудо такое и освободишь меня из заточения, то быть мне твоей женой.
Задумался тут Иван крепко, да только ничего не надумал. И решил идти немедля в свою родную деревню к воеводе местному. Тот жил немало, повидал многое. Авось, скажет точно, что же всего на свете горше.
Долго ли, коротко ли шел стрелец, удалой молодец, только добрался он до деревни своей засветло. И сразу направился к воеводе. Тот его встретил, напоил, накормил, о службе пораспрашивал. Наконец Иван завел речь о том, что так хотел поскорее выведать:
— Вот ты, воевода, жил немало, повидал много. Скажи мне, будь добр, что может быть на этом свете горше всего?
Воевода отвечал:
— Так точно! Много я в своей жизни повидал, многое перепробовал, а вот горше микстуры от простуды я в жизни не едал. Спроси о ней нашего деревенского лекаря. Он тебе её по моему велению сразу выпишет.
Поблагодарил стрелец воеводу и поспешил поскорее к лекарю. Заказал у него самую горькую микстуру. А как её заполучил, мигом на озеро помчался.
Вылил Иван микстуру в озеро. Вода взбурлила чуть, да тут же и успокоилась. Понял тут стрелец, что с микстурой он ошибся. Но не пал духом и поскорей в деревню к лекарю вернулся.
— Не помогла, доктор, микстура твоя. Может она против простуды и сильна. А вот против чар Водяного бессильна!
А тот и отвечал ему:
— Я, конечно, сочувствую тебе, Иван. Да что ж ты сразу не сказал, что тебе нужно то, что всего на свете горше? Я бы тебе сразу сказал, что по горечи уксус в местной харчевне превосходит все мои микстуры вместе взятые!
Сказал Иван-стрелец спасибо мудрому лекарю и скорей побежал в харчевню. Выпросил у хозяйки старый прокисший уксус и быстрее ветра опять помчался на озеро.
Всю бутылку вылили Иван в воду. Пуще прежнего озеро взбурлило. Зелёной пеной покрылся берег. Но через некоторое время вода опять успокоилась. Видно, и с уксусом стрелец ошибся. А солнце, тем временем, клонилось уже к закату. «Эх, не успеть мне», — подумал Иван. — Да и как тут успеть, если за один день весь свет не обойти, и то, что горше всего на свете, не найти». Закручинился он и побрел опять в родную деревню. Пришел в харчевню и заказал стакан водки. А хозяйка его и спрашивает:
— С какого ж ты горя, молодец, напиться удумал?
Рассказал Иван про свою беду. Всплеснула тут руками хозяйка и воскликнула:
— Надо было тебе, Ваня, сразу ко мне идти! Я бы тебе сразу отвечала, что горше вдовьих слез ничего на свете нет! Вот уж года три, как схоронила я своего мужа. И не прошло и дня, чтоб я его не вспомнила и не всплакнула! — сказала хозяйка и заплакала. Иван водку вылил, стал хозяйку успокаивать, а сам её слезы в стакан собрал. Как хозяйку успокоил, побежал стремглав на озеро. Шутка ли, до полуночи всего ничего осталось! Не мог допустить Иван-стрелец, чтобы его любовь другому досталась.
Как добрался он до заветного озерца, так весь стакан в него сразу и опрокинул. Тут же вода как начала кипеть, желтой пеной берег покрылся, а посередине водоворот образовался. А из него Маруся и вышла. Тут же на шею милому Ивану бросилась.
Вдруг откуда ни возьмись появился перед молодыми дед. На вид крепок, статен. Весь в ряске да трясине. И глядит пристально на Ивана исподлобья. Поклонилась тут Маруся старику в ноги и молвит:
— Ах, отец мой, не гневайся! По любви, а не по злому умыслу, этот молодец меня из моей светлицы выпустил. Да и сама я в нём души не чаю. Будь добр, отпусти нас с миром!
— Так и быть, дочь моя, отпущу. Вижу я, человека ты выбрала хорошего, душой чистого. Сам может своего добится. А ведь не каждый за один день отыщет то, что всего на свете горше. Только, ой, как не понравится это Царю Жабьему. Ажно двадцать с лишним лет назад обещал я ему тебя в жены. И добился бы своего, как бы не ты, стрелец, со своей любовью. Не простит он тебе такое. Так что ты, Иван, береги свою суженную как зеницу ока. Не оставляй её без присмотра надолго. Иначе враз супостат зелёный у тебя её утащит.
Ясно стало Ивану-стрельцу, что стоит перед ним сам Водяной. Поклонился в ноги он старику, и сказал:
— Спасибо, отец, за доброту твою. Знай, что Марусю твою никогда не обижу и вниманием не обделю.
— Ну, вот и хорошо. Что ж, дети мои. Идите с миром. Совет вам да любовь! — сказал сие дед и в тот же миг исчез. Лишь круги по воде пошли.
Привел Иван-Стрелец Марусю к себе домой. Познакомил с родителями, благословенья у них спросили на женитьбу. Те обрадовались несказанно, и, конечно, благословили. А на следующий день они свадьбу и сыграли. Скоро Иван новый дом отстроил, и стали молодые там жить.
Не забывал завет Водяного стрелец. Ни на миг не оставлял жену свою без внимания, без участия. Но вот однажды ночью случился в деревне пожар. И Иван с Марусей вместе со всеми деревенскими жителями в тушении его участие приняли. Да только не углядел молодец за своей женой. В пылу неразберихи её из виду потерял. Стал он всех спрашивать, не видали ли они Марусю его. И одна пожилая женщина поведала ему, что в последний раз её видели у реки, когда она за водой пошла. Понял тут Иван, что похитил его жену Жабий Царь. Загоревал сильно. И до того его тоска разобрала, что пошел уж он было на озеро топиться. Вот только у водоема заветного вновь повстречался ему Водяной. Рассказал ему Иван про беду свою:
— Так и так, отец, не уследил я за Марусей, и нет теперь мне прощения.
— Полно тебе, Иван. Не твоя в том вина. Это все жабьи слуги пожар в деревне устроили. Чтобы ты в на огонь отвлекся да про дочку мою и позабыл, — отвечал Водяной, — Теперь, если хочешь Марусю вернуть-то, придется тебе с Царем Жабьим сразится в его логове. Только, сынок, обычное оружие против него бессильно. А то, которое тебе поможет, еще выковать нужно. Но не подойдут тут железяки всякие. Надо тебе для него особую траву найти: рогоз, камыш и желтый ирис. Вот из них кузнецы мои подводные Меч-Травнец и скуют.
Отправился Иван на поиски. Ходил стрелец вокруг озера, ходил. Рогоз и камыш сразу добыл. А вот с поиском ириса пришлось ему повозиться. Наконец увидел Иван красивый желтый цветок посреди озера. Приблизился к нему, только хотел сорвать, как вдруг заговорил с ним ирис человеческим голосом:
— Не рви меня, Иван! Я — цветок редкий. Мало нас в лесу осталось. Губит нас человеческая страсть к красивым цветам. Да только если люди не остановятся, то всех нас погубят.
Опечалился стрелец. Без цветка не будет у него Меча-Травнеца, а значит и Марусю ему не спасти. Но губить прекрасный ирис он тоже не хотел. Повернулся и пошел он было прочь. Как вдруг цветок его окликнул:
— Подожди, Иван! Раз уж ты не захотел меня рвать, то подскажу я тебе, что для Меча-Травнеца не нужен тебе мой цветок, а хватит одного лишь моего листочка. Вот держи!
Протянул листок Ирис стрельцу. Тот его взял и счастливый поспешил к Водяному. А тот его на прежнем месте ждет. Похвалил Водяной Ивана за доброту душевную и за травы отменные. А потом взял и вновь исчез неведомо куда.
Ждал Иван час. Ждал два. На третий воротился Водяной с мечом красоты необыкновенной. Длинный, вострый, зеленым огнем он светится, на солнце золотом отливает. Понятно дело — волшебный.
— Знай, Иван, что Меч-Травнец только для доброго дела сгодится. Задумаешь чего кому-нибудь худого сделать, враз он снова травой обыкновенной станет, — с этими словами Водяной отдал меч стрельцу. А потом подробно рассказал, как к Царю Жабьему в логово попасть.
— Спасибо, отец, за науку! — поблагодарил Иван Водяного и пошел в сторону болот. Шел он лесами дремучими, болотами вонючими, трясинами топкими. Наконец добрался Иван до Царёва логова — большого трухлявого старого дуба.
Кликнул раз стрелец Жабьего Царя на бой — закачался дуб. Кликнул два — задрожала земля. Набрал Иван в грудь воздуха побольше. В третий раз кликнул — рассыпался трухлявый дуб. И из-под огромной кучи трухи показался наконец жабий владыка. Вздрогнул от вида его Иван. Росту он был превеликого. Морда царева вся была в бородавках, зеленое пузо с большую бочку выпирало из-под множества его подбородков. И хоть на вид Царь был неповоротлив, а двигался он ловко и быстро. Подошел Царь к Ивану, склонился над ним. Но не дрогнул стрелец, удалой молодец. А сказал, что есть духу, всю правду в лицо чудищу болотному:
— Ты по что, Жабий Царь, жену у меня законную среди ночи украл? Али думал я тебя не найду и дурь-то из тебя не повыбью?
— Еще кто у кого украл, Иван-стрелец! — отвечало зычным басом чудовище. — Я ведь за неё сватался, еще когда тебя на свете не было. И по закону — моя она!
— Вижу, Царь, что по-хорошему нам с тобой не договорится. Ну раз не хочешь отпускать мою любаву, то давай с тобой биться. А кто из нас победит, тот Марусе будет законный супруг.
Расхохотался владыка всех жаб. И молвил:
— Ну, будь по-твоему, стрелец. Только нет у тебя шансов никаких, Иван. Голыми руками ты меня не возьмешь. А против железа я заговоренный!
Достал Царь палицу свою трехпудовую и давай с Иваном биться — не на жизнь, а на смерть. С нечеловеческой силой наносил он по стрельцу удары, но легко отражал их Меч-Травнец. И вот уж три дня и три ночи они бьются. На четвертый Царь Жабий устал. Палицу свою не удержал в лапах. Тут Иван что есть силы и рубанул волшебным мечом. И рассек владыку жабьего пополам. Полезли из чрева царского жабы всех цветов и размеров. И со страху все с болот уползли навсегда.
Вызволил Иван-стрелец из плена жабьего свою ненаглядную женушку. Вернулся с ней домой. И стали они жить-поживать да добра наживать. А Меч-Травнец, оставленный Иваном в царевом логове, пророс, и превратился в новый молодой дуб.

© Михаил Иванов aka DictAtoR, 2009

Нет комментариев
Оставить комментарий